-6
EkMap.ruРевдаОзера и рекиВолчихинское водохранилище "Флюс"

Волчихинское водохранилище "Флюс" 30.52

О месте Фотографии Карта
 

Волчихинское водохранилище. Так называется один из крупных искусственных водоемов. Площадь его зеркала составляет более 30 кв. км., объем водных масс - 100 млн куб. м, глубина у плотины 12 м, средняя глубина 3 м. Иногда его называют также Чусовским водохранилищем, так как это первый на этой реке искусственный водоем.

На водохранилище удобнее всего попасть со станции Флюс Дружининской ветки Свердловской железной дороги (38 км от Екатеринбурга) или от площадки Спортивная. Отсюда интересен осмотр водохранилища со стороны плотины, где Чусовая выливается на широкий простор. По берегам водоема сооружено много баз отдыха промышленных предприятий, в том числе Свердловской железной дороги и Первоуральского новотрубного завода.

Плотину Волчихинского водохранилища начали строить в 1940 г. и закончили в 1944 г. Место для плотины выбрали в наиболее узкой части реки Чусовой, там, где она зажата между горами Волчихой и Масловой. Для будущего ложа нового водоема пришлось расчистить от леса и кустарника большую территорию. Частично вода затопила пространства примыкавших к Чусовой болот. Строительство шло методом народной стройки. Горняки Ревды и Дегтярска, рабочие и служащие Свердловска устраивали субботники, отрабатывали по десять и более дней.

Образовавшееся с течением времени водохранилище приобрело форму неправильного треугольника, вытянутого с северо-запада на юго-восток. Берега водоема сильно изрезаны, местами обрывисты (северо-западный), местами понижены и заболочены (юго-западный и юго-восточный).

Очень живописно водохранилище около станции Флюс. Прямо от железнодорожного полотна начинается водное раздолье. Тут и там видны небольшие поросшие лесом островки - Змеиный, Коровий, Миронов. Со стороны плотины открывается панорама горы Волчихи. Вот где можно хорошо отдохнуть, порыбачить, покататься на лодках! Вблизи станции Флюс расположена база отдыха первоуральцев - "Зеленый мыс". С севера к берегу подступает сравнительно высокий (до 100 м над уровнем водоема) скалистый хребет Гребни. Крутой склон его покрыт сосново-березовым лесом, сквозь заросли которого проглядывают дачные домики и небольшой пристанционный поселок. Здесь возвышается невысокая гора, называемая Шиш (или Волчонок).

Вдоль берегов зеленой каймой стелются густые заросли ивняка. Вместе с березой они покрывают и небольшие островки, встречающиеся в разных частях водоема. Летом здесь можно найти много грибов и ягод.

В водохранилище водятся лещ, язь, щука, плотва, реже встречаются линь, окунь, карась, гольян, налим. Рыбное население водоема очень пострадало от промышленных стоков соседних предприятий. Навсегда исчезли водившиеся в водах Чусовой хариусы, жерех, елец. Воду загрязняют также потонувшая древесина и отложения донных илов. Только в последние годы благодаря очистке рыбное стадо водохранилища умножилось. В водах его появился новый представитель рыбного царства - судак. Икринки этой вкусной рыбы были выпушены весной 1966 г., и к концу первого лета из них уже выросли рыбки до 10 см длиной. Волчихинское водохранилище и водоохраиные леса вокруг объявлены ландшафтным заказником.

Для улучшения водоснабжения Свердловска тогда же, в 40-х годах, строился и канал "Чусовая-Исеть". Интересно отметить, что мысль о соединении рек бассейнов Камы и Оби высказывал в начале XVIII в. В.Н. Татищев, а в 70-х годах того же века - академик П.С. Паллас. Путешествуя по Среднему Уралу, Паллас на участке пути от Сысерти к Полевскому, пересек невысокие горы, разделявшие реку Чусовую и истоки речки Черной (притока Сысерти). Позже в своем труде "Путешествие по разным провинциям Российского государства" он писал: "Сей средний хребет... здесь столь неприметен, что... если когда вздумают посредством каналов соединить Сибирские воды с Российскими, то надобно будет взглянуть и на сие место...". Позже, в 1815 г. для пропуска воды из Чусовой в Исеть был вырыт небольшой канал между речками Топкой (притоком Чусовой) и Решеткой, но вскоре был закопан из опасений, что уровень воды в Чусовой снизится и затруднит сплав. Этот канал был создан по инициативе Г.Ф. Зотова - тогдашнего управителя Верх-Исетского завода, и назывался Зотовским.

Современный канал Чусовая-Исеть начинается от низменного юго-восточного берега водохранилища и тянется на северо-восток к речке Решетке (притоку Исети). Он имеет длину около 8 км. При соединении канала с Решеткой русло ее было выпрямлено и расчищено на протяжении 17 км. Русло канала проходит по заболоченной равнине, но берега его укреплены. К берегам канала можно подойти на лыжах (от станции Хрустальной). В зимнее время канал не замерзает, так как вода, вырываясь из-подо льда Волчихинского водохранилища, мощной струей устремляется к реке. Только ледяные забереги образуются в прибрежной части. Не вздумайте встать на них, лед здесь непрочен.

Со строительством Волчихинского водохранилища и канала миллионы кубометров чусовской воды самотеком потекли в Верх-Исетский пруд. Увеличились запасы воды в Исети, заметно улучшилось водоснабжение нашего города. Однако к концу 70-х годов стало ясно, что пропускная способность канала стала недостаточной. Поэтому в начале 80-х годов был построен второй канал, более длинный (11,5 км) и широкий. Вначале он проходит параллельно старому, а затем отклоняется от него. От нового канала построены три водовода (проложены трубы самого большого диаметра - 1400 мм), по которым вода, минуя Верх-Исетский пруд, направляется на Западную фильтровальную станцию - основной источник питьевой воды для Екатеринбурга. Но и этой меры оказалось недостаточно. Тогда было решено создать еще один водоем на Чусовой вблизи деревни Верхнемакарово - Верхнемакаровское водохранилище.

Инструкция Стрижа о том как найти пляж при движении пешком от Флюса:

Удобное место для пляжа расположено недалеко от станции Флюс. Надо идти по железнодорожным путям и тропке идущей рядом с жел. дорогой от самой платформы ст. Флюс назад в сторону Екатеринбурга мин. 10-15. Сначала справа будут строения домики лодочников, затем лес и небольшой низкий прогал с видом на озеро, потом снова лес. Потом мы увидим трансформаторную будку и за ней тропка ныряет с насыпи вниз в лес, через низинное лесное место тропка выводит нас к полянам с выходом к озеру. Эти поляны как бы расположены на мысах выдающихся в озеро, между ними бухточки. Если пройти 2 мыса, выйдем на самую большую поляну с пляжем. Это место достаточно закрыто от посторонних и удобно, к тому же есть большое пространство, трава...можно даже играть в игры, например бадминтон. За этим местом берег резко заворачивает к жел. дороге вдоль большого залива. На другой стороне залива видны домики базы отдыха.

Инструкция о том как найти пляж при движении пешком от о.п. 1624 км:

От остановочного пункта "1624 км" до пляжа 1.2 км.
Нужно идти по ж/д насыпи по движению электричек (от города) и посматривать на правые столбы контактной сети. На столбах написаны числа, свороток на пляж (налево) находится напротив столба 23. Дальше идете через лес по тропинке (встретится два болотистых места), если не попадете на нужный пляж, то по крайней мере в его окрестности.

Инструкция о том как доехать до пляжа на велосипеде:

Двигайтесь по новому Московскому тракту. Через 1.9 километра от развязки на Водоконал/Новоалексеевское будет поворот на базу "Зеленый Мыс" (налево). Ориентир - павильон автобусной остановки. Проезжаете сады, идущие под ЛЭП, выезжаете в район остановочного пункта "1624 км", там дорога проходит под железнодорожной насыпью. Проезжаем под железной дорогой, двигаемся по дороге к турбазе "Зеленый Мыс" и через ~50 метров сворачиваем направо, в лес. Едем по грунтовке пока не выйдем в район пляжа.
Другой вариант - забраться на железнодорожную насыпь и ехать по ней на запад (от города). При движении посматривать на правые столбы контактной сети. а столбах написаны числа, свороток на пляж (налево) находится напротив столба 23. Дальше двигаетесь через лес по тропинке (встретится два болотистых места), если не попадете на нужный пляж, то по крайней мере в его окрестности.

Инструкция о том как доехать до пляжа на автомобиле:

Двигайтесь по новому Московскому тракту. Через 1.9 км от моста развязки на Чусоводстрой/Новоалексеевское (между 330 и 329 километрами шоссе Пермь-Екатеринбург) будет поворот (через разделительную полосу) на базу "Зеленый Мыс" (налево). Ориентир - павильон автобусной остановки. (Место разворота, обозначенное знаком, находится в 200 метрах за остановкой.) Проезжаете сады, идущие под ЛЭП, дальше по хорошей грунтовке выезжаете в район остановочного пункта "1624 км", там дорога проходит под железнодорожной насыпью. Проезжаем под железной дорогой, двигаемся по дороге к турбазе "Зеленый Мыс" и через ~50 метров сворачиваем направо, в лес. Едем по грунтовке, пока не выйдем в район пляжа. Внимание! Встретится два болотистых места!
Кто боится застрять в лесу может проехать от о.п.1624 дальше до турбазы (1 км) - там за небольшую плату можно оставить машину. Затем можно вернуться пешком к насыпи и воспользоваться инструкцией для пешеходов, либо двигаться от базы по тропкам вдоль берега. Другой вариант - взять напрокат на базе лодку и переправиться через заливчик.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите
Волчихинское водохранилище "Флюс" Волчихинское водохранилище "Флюс" Волчихинское водохранилище "Флюс" Волчихинское водохранилище "Флюс" Волчихинское водохранилище "Флюс" Волчихинское водохранилище "Флюс"
Все фотографии (21)

Комментарии к месту

Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.

Расположение на карте

Адрес: Ново-Московский тракт, пос. Флюс

Рассказать друзьям

Наверх