-2

Баженовский асбестовый карьер

О месте Фотографии Материалы Новости Карта
 

Асбестовский карьер разрабатывает Баженовское месторождение хризотил-асбеста, оно является богатейшим в мире по запасам, уникальным по широте набора волокна по длине и прочности, без вредных для здоровья человека волокон крокидолита, тремолита.

Месторождение было открыто в 1885 году членом Уральского общества любителей естествознания, землемером-топографом А.П. Ладыженским при выполнении работы по отводу площадей для разработки россыпного золота. Месторождение было названо Баженовским по названию близлежащей железнодорожной станции Баженово. Разрабатывается открытым способом с 1889 года (именно в этом году были добыты первые тонны асбеста).

Первоначально асбест добывался совершенно безсистемно - мелкими ямами и закопушками, тогда о разведке и речи не могло быть. В то время было много отдельных участков (рудников), например - Октябрьский, Коревинский, Вознесенский прииски. Работы производились сезонно с помощью кайла и лопаты, а перевозка горной массы с помощью тачки, носилок и конной тяги. Карьеры разрабатывались уступами высотой 2 метра, а пустая породы вывозилась на лошадях в отвалы, расположенные рядом с карьерами. Добытый асбест просеивали через сито и сортировали вручную по длине волокна.

В 1901 году начали применять взрывные работы с помощью динамита. А в 1904 году на некоторых приисках появились железнодорожные пути с 600 мм колеей. Откатка производилась в вагонетках «копель», причем движущей силой все еще оставалась лошадь. И только в 1910 году на Вознесенском прииске появилось два узкоколейных паровоза мощностью 12 лошадиных сил.

В 1922 году был организован трест «Ураласбокомбинат», который начал заниматься систематическим изучением месторождения. Стела на въезде в г. Асбест.

В асбестовых карьерах был увеличен парк паровозов и вагонеток большей грузоподъемности, выросла протяженность узкоколейных рудничных путей, количество подъемников, были установлены два кабельных крана.

В период с 1925 по 1927 годы большие работы по изучению месторождения провела партия Геологического Комитета.

Этапы разведки:
В 1938 году Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт произвел первый генеральный пересчет запасов на глубину 100-150 метров.
В 1949 году был проведен новый генеральный пересчет запасов всего месторождения и разработан генеральный проект детальной разведки на глубину 300 метров.
В 1980-1984 годы на Баженовском месторождении была проведена детальная разведка в пределах проектных контуров карьеров комбината, произведен четвертый генеральный пересчет запасов асбеста.

Постепенно карьеры увеличивались в размерах, глубина их стала достигать 200 метров. Технический прогресс так же не стоял на месте - был обновлен парк горной техники. На добыче стали использоваться экскаваторы с большой емкостью ковша, а на откатке - самоопрокидывающиеся вагоны грузоподъемностью 10 тонн.

Вскоре асбестовые карьеры расширялись все больше и больше, постепенно подбираясь к городу. Жилую и промышленную застройку пришлось сносить, поэтому в зарослях у края карьера можно обнаружить старые столбы освещения, асфальтовые дороги и остатки строений.

Один из асбестовских Dead End

Раньше между карьерами «Центральный» и «Южный» была автомобильная дорога, которая соединяла два района города. По ней ездили машины и общественный транспорт. Но вскоре карьер «подобрался» к ней так близко, что движение по ней стало совершенно небезопасно - по обоим краям от дороги находились глубокие пропасти карьеров. Дорогу пришлось закрыть и сейчас от нее остались лишь воспоминания и небольшой пролет железобетонного моста.

Фотографировать я его не стал, т.к. был далеко от него, поэтому привожу фото из интернета (https://fotki.yandex.ru/users/segapinguin/)

Та же судьба постигла и озеро Талицкое, которое сейчас находится под отвалом №2 и озеро Щучье, которое сейчас «ушло» в карьер и находилось северо-восточнее бывшего стадиона.

Еще сохранившееся напоминание о старом районе города - это парадный вход бывшего стадиона «Строитель». Стадион был построен в 1930-х годах, сейчас его уже давно нет, его территорию отдали под не капитальные строения - гаражи.

Таким образом из двух карьеров образовался один большой карьер «Центральный». «Южный» карьер пока еще полностью не «слился» с «Центральным», но в будущем предусматривается объединение всех карьеров в один большой карьер «Объединенный» длиной 11,5 км, шириной до 2,5 км и глубиной 700 м.

На данный момент общая протяженность карьеров составляет 11 км, при ширине 2,5 км и глубине до 350 м. Общая площадь занятая горными работами составляет 90 км2.

На месторождении выявлено 34 залежи, при глубине асбестоносности до 1000 метров.

Разведанные запасы асбеста 63,9 млн. тонн со средним содержанием асбеста в руде 2,28%. Утвержденные запасы в объеме 69 502 тысяч тонн асбеста (категории В + С) обеспечат работу комбината на проектном уровне еще не менее чем на 100 лет.

Глыба породы с прожилками асбеста

На данный момент разработку месторождения ведут два рудоуправления Центральное (2 карьера) и Южное (1 карьер). Bскрытие осуществляется железнодорожными траншеями внешнего и внутреннего заложения.

Помимо железнодорожного, также используется и автомобильный транспорт - БелАЗ-7151 грузоподьемностью 110 тонн, экскаваторы ЭКГ для погрузки, на отвалах - шагающие экскаваторы ЭШ10/75, в забоях - шарошечные станки для бурения скважин.

Кстати, о скважинах - на карьерах применяется подземный способ дренажа, куда через скважины поступает вода для откачки.

Карьер «Южный» на данный момент имеет размеры 2,3х1,3 км при глубине около 300 метров. Высота уступа принята 15 метров.

Нижняя точка карьера

Погрузочная площадка для перегрузки горной массы с автомобильного транспорта на железнодорожный. Железнодорожный транспорт используется на верхних горизонтах, на нижних - автомобильный. В 1930-е годы колея 600 мм была заменена на 1000 мм колею, а в 1962 - на колею 1524 мм.

По мере углубления карьера старые железнодорожные пути демонтируются и монтируются на новый горизонт.

То же самое происходит и с ЛЭП и опорами контактного провода, их постепенно переносят по мере углубления. Для этих операций используются специальные машины.

Заброшенный горизонт с демонтированными путями

На подходе к карьеру можно встретить АТП-2 с кучей огромных колес от БелАЗов. Из них даже делают заборы вокруг территории.

Видимо из них каким-то нереально огромным резаком или прессом делают какие-то большие прокладки или шайбы.

Толстый трос от экскаватора

На карьерах используется внешнее трехярусное отвалообразование - при высоте первого яруса 60 м, второго яруса 40 м и третьего - 25 м. Отвалы №1, №2 и №3 образовались при разработке карьера «Центральный», Северо-Пролетарский отвал - при разработке карьера «Северный», отвалы №4 и №5 при разработке карьера «Южный». Восточные отвалы являются самыми большими по размерам и образовались с начала разработки практически всех карьеров.

Среди отвалов сейчас расположены обогатительные фабрики №4 и №6.

В 1922 году вступила в строй первая обогатительная фабрика №1 и в 1927 году она начала работу. В 1930 году пущена в эксплуатацию обогатительная фабрика №2 «Гигант», в 1935 году - обогатительная фабрика №3 «Асбогигант». Обе фабрики (ДОФ №2 и ДОФ №3) работали по технологии отсасывания асбестового волокна воздушной струей из предварительно раздробленной руды, подаваемой на ступенчатые грохоты.

В середине 1950-х годов старые фабрики ликвидируются и вводятся в эксплуатацию новые фабрики - обогатительная фабрика №4 и №5. Впервые в мировой практике применяются электрофильтры на очистке выбрасываемого воздуха в атмосферу.

Новым этапом в развитии комбината явился ввод в эксплуатацию в 1969 году крупнейшей в мире обогатительной фабрики №6, оснащенной современным оборудованием для обогащения бедных асбестовых руд.

По мере расширения границ карьера старые фабрики ликвидировались - фабрика №1 (1950-е года), фабрика №3 (1977 год), фабрика №2 (1980 год), фабрика №5 (1997 год)

Внутреннее и внешнее отвалообразование и обогатительная фабрика №6 на горизонте.

Технологическая дорога на внешний отвал №6 и обогатительную фабрику.

Железнодорожные пути в карьер «Южный». Внутри карьера есть свои железнодорожные разъезды и организовано три диспетчерских круга для управления движением поездов.

Карьер «Центральный» имеет размеры 3,6х1,3 км при глубине более 400 м.

На фото видно, что обе чаши Центрального карьера разделены всего 4-5 горизонтами.

Нижняя точка карьера «Центральный», повсюду словно муравьи работает техника - идет погрузка в забоях и бурятся новые скважины.

С увеличением глубины возрастает обводненность пород, поэтому используется водоустойчивые ВВ. Для этих целей в 1988 году на комбинате было организовано опытно-промышленное производство эмульсионного ВВ - порэмита. Так в 1992 году на отвале №3 был построен и в начале 1994 года был введен в эксплуатацию завод «Порэмит» по производству порэмита и гранэмита.

Массовый взрыв на карьере

Карьер «Северный» уже отработан и затоплен грунтовыми водами. Работы сейчас ведутся на отвалах, используемых в качестве строительного щебня. Осмотреть карьер времени уже не хватило, поэтому фото карьера с сайта wikimapia.org

Еще севернее находился карьер №1-2, но сейчас его не существует.

Панорама карьеров «Центральный» и «Южный» Баженовского месторождения асбеста

До 1985 года основной продукцией комбината «Ураласбест» являлся асбест, а строительные материалы вырабатывались попутно из отходов обогащения серпентинитовых руд. С 1987 года началось технического перевооружение фабрики №6 для попутного выпуска щебня и в 1989 году была введена первая мощность на 600 тыс. м3 щебня фракции 5-20 мм в год, в 1990 году вторая мощность на 600 тыс. м3 щебня фракции 5-20 мм в год.

С 1947 года в составе АО «Ураласбест» работает завод по производству холодных асфальтобетонных смесей.

На сегодняшний день ОАО «Ураласбест» выпускает свыше 30 марок асбеста, отличающихся длиной волокна, а также щебень различных фракций, песок строительный и прочее строительное сырье.

Источник http://mishainik.livejournal.com

+2
3 Сентября 2012 20:19
3985
Комментарии к рассказу

Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.

Наверх