Дорожный музей открылся в Свердловске в 70-х годах XX века и в то время представлял из себя центр научно-технической информации для работников железнодорожного транспорта. Экскурсии для лиц, не имеющих отношения к отрасли, проводились по записи. Для широкой публики музей открылся в 2003 году после переезда в здание старого железнодорожного вокзала. В этом году была проведена реконструкция здания, обустроена прилегающая территория, проведена работа по дополнению и размещению экспозиции.
1. Экскурсию по музею можно начинать ещё снаружи, с привокзальной территории, огороженной нарядным заборчиком. Прежде всего, внимание привлекает само здание вокзала, покрашенное в красно-белой гамме. Оно построено в 1878 году известным петербургским архитектором П.П.Шрейбером в псевдорусском стиле. Почти такой же вокзал был построен в Перми. Эти здания отмечали начало (Пермь) и конец (Екатеринбург) Горнозаводской железной дороги - первой железнодорожной магистрали Урала. Со временем объём перевозок вырос, увеличилась сеть железных дорог, и здание перестало справляться с возложенными на него изначально задачами. С 1914 года, после постройки в Екатеринбурге нового вокзала, старый стал использоваться как воинский. Эти функции он выполнял до конца Советской власти и какое-то время после. Затем здание пустовало, приходило в негодность, пока в 2003 году не было отремонтировано и реконструировано. Удалось воссоздать первоначальный внешний вид здания. Оно выполнено в виде одноэтажных каменных палат с длинными боковыми крыльями, которые оканчиваются подобием теремов XVI-XVII веков. По центру здания находится крыльцо, в его углах установлены мощные четырехугольные колонны. Колонны подпирают крышу в виде башенки-терема.
3. Площадь перед вокзалом заставлена произведениями в жанре садово-паркового искусства или, как сейчас принято говорить, городской скульптуры. Они различны как по манере исполнения, так и по художественному вкусу. Прямо перед входом установлена скульптурная группа под названием "Пассажиры". Сфотографироваться на их фоне считает своим долгом каждая ТП, проходящая мимо.
7. Путейские рабочие. Композиция выполнена в ироничном ключе, очень симпатично. Цигарка в пальцах тощего работяги постоянно обновляется заботами всевозможных доброхотов.
11. Одна из мраморных ваз, изготовленных в конце XIX века, в честь открытия ветки Екатеринбург-Верхний Уфалей-Челябинск. Устанавливались на станциях по всему маршруту.
14. Гардероб. Подлинной мебели, разумеется, не сохранилось, современная изготовлена "по мотивам". Не повезло и интерьерам, сохранились разве что железные колонны, подпирающие потолок (впрочем, я и в этом не уверен).
18. Картина, изображающая Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича Черепановых. Кто из них отец, а кто сын? На свои портреты они почему-то не похожи. Видимо, художник так видел.
19. Схема Горнозаводской (Уральской) железной дороги - первой железной дороги Урала, открытой в 1878 году. Прошу пардону за качество снимка, руки не из того места растут.
23. План здания на станции Екатеринбург II (ныне Шарташ). Что это за здание, я затрудняюсь сказать, видимо, оно снесено или перестроено до неузнаваемости.
28. Следующие зоны построены по тематическому принципу. Они рассказывают о конкретных частях железнодорожного хозяйства. Осмотр начинаем с путевой части. Возле колонны справа притулился ручной стрелочный перевод.
30. Оглянемся назад. У стенки коллекция старинных рельсов, есть и импортные, есть и местных производителей - надеждинского и Демидовского нижнетагильского заводов. Демидовский - тот что справа, самый ржавый.
35. Макет рабочего места машиниста электровоза ВЛ-11. Можно посидеть в кресле, подергать ручку контроллера, понажимать кнопки. На экране в это время идет видеоурок на тему "Как стронуть электровоз с места". Следуя указаниям машиниста-инструктора, можно "запустить двигатели" и "дать ход". За "окном" будут проплывать виды станции Кизел.
37. Кроме контроллера, в музее представлены ещё кое-какие электровозные потроха. Это групповой переключатель. Переключает тяговые электродвигатели с последовательно-параллельного на параллельное соединение.
39. Как видно на снимке 28, посреди этого зала находится самый привлекательный для детей (а я утверждаю, что и для взрослых тоже) экспонат - действующие макеты двух железнодорожных станций. Они иллюстрируют разные хронологические периоды. Ближе к окну располагается макет станции Ревда. Это как-бы "современность", хотя, если судить по моделькам машинок, ближе всё же к семидесятым годам XX века. Железнодорожный переезд.
43. С другой стороны расположен макет станции Верх-Нейвинск. Макет иллюстрирует конец сороковых - начало пятидесятых годов XX века. Время строительства объекта "Свердловск-44" (ныне Новоуральск) и при желании можно вообразить, что макет изображает подвоз грузов на стройку. Снова мифический, но красивый тоннель, пакгаузы. Задником этого макета служит вид знаменитого Верх-Нейвинского пруда.
52. Вид следующего зала. Он посвящён службе контактной сети. На стене - рельефная светящаяся карта, иллюстрирующая этапы электрификации Свердловской железной дороги.
55. Разумеется, музей не может не осветить отношения железной дороги и нынешнего свердловского губернатора. А.С.Мишарин в дни бурной трудовой молодости. По специальности он как раз контактник.
56. Трудовой династии Мишариных в музее посвящен целый стенд. Вот, например, отец губернатора. Есть ещё и брат, но я думаю, что двоих вполне достаточно.
60. В углу воссоздано рабочее место дежурного по станции начала пятидесятых годов XX века. Высокий коричневый аппарат и коричневый же ящик с ручкой рядом с ним - компоненты электрожезловой системы.
65. Краткая экскурсия по музею закончена. Своеобразным дополнением к ней может служить осмотр нескольких сооружений, расположенных рядом со зданием. Старинное станционное здание.
Ну и напоследок. Музей работает с 9 утра до 6 вечера, выходной - воскресенье, понедельник. Цены по состоянию на осень 2010 года: билет 100 руб, фотосъёмка 150 руб. Для школьников, студентов, пенсионеров и организованных групп имеются скидки.
Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.
Написать через
Следуйте за нами
При любом использовании материалов этого сайта гиперссылка на www.ekmap.ru обязательна.
Вы обнаружили на сайте ошибку или опечатку? У вас есть предложения или замечания по этому проекту? Напишите об этом нам, и мы рассмотрим ваши предложения!
Тема
Перед тем, как задать вопрос, посмотрите справку по каталогу.
Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.