+4
EkMap.ruAlexey (mashinist)БлогиКрещение на озере.

Alexey (mashinist)

Пользователь
Отправить сообщение

Крещение на озере.

Запись в блог – Озеро Шарташ

Здравствуйте, энтузиасты "ekMAP".
На Ваш сайт вышел совершенно случайно - по поиску в Инете "озеро Шарташ" (нужно было найти план-карту озера с местными топонимами) - и страничка сайта "Рассказы людей" привлекла меня. Это трудно назвать рассказом, просто комментарии к фото, которые я отправлял в 2008 году моей дочери, живущей последние годы в Швеции. Сам я родился в Свердловске в далеком уже 1950 году на ул. Сталина (мало кто теперь знает, ныне ул. Мира - Кировский район, школьные (шк. №100 и №130), юношеские и студенческие (УПИ) годы жил на ул. Комсомольская - Кировский район, теперь живу на ЖБИ - Кировский район, так что озеро Шарташ всегда близко мне в буквальном и переносном понимании. С Шарташом у меня связано немало воспоминаний, например, в детстве лично сам ловил здоровенных раков (даже были фотографии - да где их теперь найти? найду - вышлю).

Моя прогулка на озеро Шарташ в день Крещения (Богоявления) 19 января 2008 года:

 

Лошадки у кузни, что напротив женского монастыря (точнее, свято-игнатьевского скита женского ново-тихвинского монастыря; сам монастырь находинся в центре города в Зеленой роще).

Зимние виды озера. Ближе справа зеленая рыбацкая палатка, в дали видны точки рыбаков и гуляющие.

Смельчаки ("моржи") около проруби готовятся принять холодную ванну. Прорубь окружена защитной ледяной стенкой от ветра и снежных заносов.

Один из многих десятков, а вокруг всего озера, наверное, и сотен полубездомных обитателей-дворняг.

На подходе к купелям-иодраням со стороны мыса Рундук. Ближе к центру палаточка-укрытие любителя подледного лова, справа на берегу видны шарташская церьковь (названия не знаю), здание поржарной части №4 и вышка радиостанции.

Накануне вода в иорданях, а, значит, и во всем озере, была освящена по специальному обряду (чину) местным священником отцом Феофаном (из TV-новостей). Крещенские проруби-купели выпилены во льду в виде креста ~3х4 метра (3 видны на фото и 1 справа внизу в круглой палатке - ее не видно). Зрители-зеваки (а их абсолютное большинство) плотно окружили купели и купальщиков (их единицы) разглядеть трудно. Снимок сделан с вышки (с нее летом дети и отдыхающие по желобу съезжают в воду), на снегу видна моя тень. Внизу за столиком девушки в зеленых передниках угощают горячим имбирным чаем от "Айдиго" и презентуют пакетики чая в красочой памятной упаковочке - специально к дню Крещения - с кратким описанием этого христианского  праздника ("...Слово "крещаю","крещу" означает по-гречески "погружаю в воду"..."). В одной из прорубей я набрал святой водицы - пластиковую бутылку из-под минералки нарочно прихватил из дома.

Один из "героев-моржей" после омовения-очищения. Температура воздуха ок. -10°С с настойчивым ветерком.

 

Ниже привожу две выписки из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (Петербург, 1890-1907).

Крещение Господне

— один из важнейших моментов в земной жизни И. Христа. Когда настало время для Его выступления на общественную деятельность, Он, имея около 30 лет от рода, оставил уединенный Назарет и явился на берега Иордана, где К. совершал Иоанн Предтеча или Креститель, введший этот обряд в знак очищения покаявшихся от грехов. Христос был безгрешен, но Он принял К. для того, чтобы собственным примером освятить обряд, который, благодаря Его искупительным заслугам, впоследствии получил значение таинства и сделался не знаком только покаяния и очищения, но и действительным очищением людей от первородного греха. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Марк. XVI, 16). История К. Господня излагается в Ев. Матф. III, 13-17; Марк. I, 9-11; Лук. III, 21-23; Иоан. I, 32-34.

Богоявление

(επιφάνεια, τα' έπιφάνια, τα' θεοφάνια) — великий двунадесятый праздник, 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня; так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна в Иордане (Матф. 3, 13—17; Марк 1, 9—11; Лук. 3, 21—22). Первое же название усвояется этому празднику потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне, и Св. Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечерие этого праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестили оглашенных, и поэтому праздник называли праздником светов, праздником просвещения. В службе праздника Церковь воспоминает событие Крещения Спасителя и вместе откровение всех лиц Св. Троицы, как и гласит тропарь Крещения: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение..". Церковное празднование Богоявления как праздника великого продолжается двенадцать дней, 2—14 января. Ближайший перед праздником воскресный день называется неделею перед Просвещением. В праздновании Б. есть большое сходство с празднованием Рождества: в навечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того и другого праздника Церковь одинаково держит пост, называемый Сочевник или Сочельник. В навечерие Б. и в самый день Б. бывает великое освящение воды (в отличие от малого, совершаемого в другие дни): в навечерие в церкви и в самый праздник вне церкви на реках, прудах и колодезях. Этот обряд происходит из глубокой христианской древности; водоосвящение в этот день на древнем русском языке называлось водокрещением. Богоявленская, или Крещенская, вода издревле считалась великою святынею (агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года, ею окропляют вещи, принимают ее с верою в болезни и дают пить тем, кто по каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению.

С праздником Б. в различные времена в разных церквах соединялись представления о нескольких священных событиях. На Востоке он праздновался, по свидетельству Климента Александрийского, с II века в воспоминание Крещения Иисуса Христа; к этому событию приурочивали его даже гностики, последователи Василида, понимая самое событие, конечно, в духе своей еретической системы. В смысле воспоминания о Крещении Б. праздновали в III веке в церкви египетской, палестинской и друг. восточных, 6-го января. Так как день этого праздника сделался днем торжественного крещения оглашенных, то и стали называть его: "Τα φωτα, ήμέρα των φώτων, φωτα τοΰ Χριστοΰ"; потому что этими словами обозначалось Крещение. Со временем Крещения совпадает время вступления Христа на общественное служение; поэтому с праздником стали соединять представление о Мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцем и Св. Духом при Крещении. Чудо в Кане Галилейской было первым откровением Мессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником, и название Епифания стало указывать собственно на крещение, а Феофания — указывало собственно на Чудо. Далее: 6-е января в Египте считали днем Рождения Христа и, таким образом, вместе с явлением Мессии воспоминали и вообще явление Бога во плоти. Из Египта такое представление распространилось на Востоке, тем удобнее, что до конца IV века не было определено время празднования Рождества Христова. Таким образом, с одним днем соединялось троякое воспоминание: О вступлении Мессии на общественное служение, Откровение его достоинства в первом Чуде и, наконец, О рождении и вочеловечении. Но названия праздника остались те же, и потому многие восточные отцы словами епифания и феофания обозначают и Рождество Христово. Но на Западе блаж. Иepoним выразительно говорит, что эти слова должны обозначать Крещение, а не Рождение Христа. Может быть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа и на Востоке перенесли на 25-е декабря, а 6 января воспоминали Крещение Христа и явление при крещении всех лиц Св. Троицы. Первое известие о праздновании Б. на Западе мы имеем от 360 г. В этом году кесарь Юлиан, впоследствии император, богоотступник, праздновал Б. вместе с другими христианами в Галлии, в Вьене. Западные называли этот праздник — Dies epiphaniorum, Dies apparationis или apparationum — и праздновали 6-го янв., соединяя с этим днем все упомянутые представления, но главное внимание при этом обращалось на явление звезды, поклонение волхвов, т. е. на откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которого являются здесь волхвы. Так как волхвы, по преданию, были цари, то и праздник получил на Западе название — праздник царей (festum regum) или праздник трех царей (f. trium regum). Крещение Иисуса Христа и Чудо в Кане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось мало внимания, они перед поклонением волхвов отступили на задний план.

П. В.

0
7 Марта 2011 20:45
881

Комментарии к блогу

Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.

Наверх