Здравствуйте, энтузиасты "ekMAP". На Ваш сайт вышел совершенно случайно - по поиску в Инете "озеро Шарташ" (нужно было найти план-карту озера с местными топонимами) - и страничка сайта "Рассказы людей" привлекла меня. Это трудно назвать рассказом, просто комментарии к фото, которые я отправлял в 2008 году моей дочери, живущей последние годы в Швеции. Сам я родился в Свердловске в далеком уже 1950 году на ул. Сталина (мало кто теперь знает, ныне ул. Мира - Кировский район, школьные (шк. №100 и №130), юношеские и студенческие (УПИ) годы жил на ул. Комсомольская - Кировский район, теперь живу на ЖБИ - Кировский район, так что озеро Шарташ всегда близко мне в буквальном и переносном понимании. С Шарташом у меня связано немало воспоминаний, например, в детстве лично сам ловил здоровенных раков (даже были фотографии - да где их теперь найти? найду - вышлю).
Моя прогулка на озеро Шарташ в день Крещения (Богоявления) 19 января 2008 года:
Лошадки у кузни, что напротив женского монастыря (точнее, свято-игнатьевского скита женского ново-тихвинского монастыря; сам монастырь находинся в центре города в Зеленой роще).
На подходе к купелям-иодраням со стороны мыса Рундук. Ближе к центру палаточка-укрытие любителя подледного лова, справа на берегу видны шарташская церьковь (названия не знаю), здание поржарной части №4 и вышка радиостанции.
Накануне вода в иорданях, а, значит, и во всем озере, была освящена по специальному обряду (чину) местным священником отцом Феофаном (из TV-новостей). Крещенские проруби-купели выпилены во льду в виде креста ~3х4 метра (3 видны на фото и 1 справа внизу в круглой палатке - ее не видно). Зрители-зеваки (а их абсолютное большинство) плотно окружили купели и купальщиков (их единицы) разглядеть трудно. Снимок сделан с вышки (с нее летом дети и отдыхающие по желобу съезжают в воду), на снегу видна моя тень. Внизу за столиком девушки в зеленых передниках угощают горячим имбирным чаем от "Айдиго" и презентуют пакетики чая в красочой памятной упаковочке - специально к дню Крещения - с кратким описанием этого христианского праздника ("...Слово "крещаю","крещу" означает по-гречески "погружаю в воду"..."). В одной из прорубей я набрал святой водицы - пластиковую бутылку из-под минералки нарочно прихватил из дома.
Ниже привожу две выписки из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (Петербург, 1890-1907).
Крещение Господне
— один из важнейших моментов в земной жизни И. Христа. Когда настало время для Его выступления на общественную деятельность, Он, имея около 30 лет от рода, оставил уединенный Назарет и явился на берега Иордана, где К. совершал Иоанн Предтеча или Креститель, введший этот обряд в знак очищения покаявшихся от грехов. Христос был безгрешен, но Он принял К. для того, чтобы собственным примером освятить обряд, который, благодаря Его искупительным заслугам, впоследствии получил значение таинства и сделался не знаком только покаяния и очищения, но и действительным очищением людей от первородного греха. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Марк. XVI, 16). История К. Господня излагается в Ев. Матф. III, 13-17; Марк. I, 9-11; Лук. III, 21-23; Иоан. I, 32-34.
Богоявление
(επιφάνεια, τα' έπιφάνια, τα' θεοφάνια) — великий двунадесятый праздник, 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня; так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна в Иордане (Матф. 3, 13—17; Марк 1, 9—11; Лук. 3, 21—22). Первое же название усвояется этому празднику потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне, и Св. Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечерие этого праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестили оглашенных, и поэтому праздник называли праздником светов, праздником просвещения. В службе праздника Церковь воспоминает событие Крещения Спасителя и вместе откровение всех лиц Св. Троицы, как и гласит тропарь Крещения: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение..". Церковное празднование Богоявления как праздника великого продолжается двенадцать дней, 2—14 января. Ближайший перед праздником воскресный день называется неделею перед Просвещением. В праздновании Б. есть большое сходство с празднованием Рождества: в навечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того и другого праздника Церковь одинаково держит пост, называемый Сочевник или Сочельник. В навечерие Б. и в самый день Б. бывает великое освящение воды (в отличие от малого, совершаемого в другие дни): в навечерие в церкви и в самый праздник вне церкви на реках, прудах и колодезях. Этот обряд происходит из глубокой христианской древности; водоосвящение в этот день на древнем русском языке называлось водокрещением. Богоявленская, или Крещенская, вода издревле считалась великою святынею (агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года, ею окропляют вещи, принимают ее с верою в болезни и дают пить тем, кто по каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению.
С праздником Б. в различные времена в разных церквах соединялись представления о нескольких священных событиях. На Востоке он праздновался, по свидетельству Климента Александрийского, с II века в воспоминание Крещения Иисуса Христа; к этому событию приурочивали его даже гностики, последователи Василида, понимая самое событие, конечно, в духе своей еретической системы. В смысле воспоминания о Крещении Б. праздновали в III веке в церкви египетской, палестинской и друг. восточных, 6-го января. Так как день этого праздника сделался днем торжественного крещения оглашенных, то и стали называть его: "Τα φωτα, ήμέρα των φώτων, φωτα τοΰ Χριστοΰ"; потому что этими словами обозначалось Крещение. Со временем Крещения совпадает время вступления Христа на общественное служение; поэтому с праздником стали соединять представление о Мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцем и Св. Духом при Крещении. Чудо в Кане Галилейской было первым откровением Мессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником, и название Епифания стало указывать собственно на крещение, а Феофания — указывало собственно на Чудо. Далее: 6-е января в Египте считали днем Рождения Христа и, таким образом, вместе с явлением Мессии воспоминали и вообще явление Бога во плоти. Из Египта такое представление распространилось на Востоке, тем удобнее, что до конца IV века не было определено время празднования Рождества Христова. Таким образом, с одним днем соединялось троякое воспоминание: О вступлении Мессии на общественное служение, Откровение его достоинства в первом Чуде и, наконец, О рождении и вочеловечении. Но названия праздника остались те же, и потому многие восточные отцы словами епифания и феофания обозначают и Рождество Христово. Но на Западе блаж. Иepoним выразительно говорит, что эти слова должны обозначать Крещение, а не Рождение Христа. Может быть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа и на Востоке перенесли на 25-е декабря, а 6 января воспоминали Крещение Христа и явление при крещении всех лиц Св. Троицы. Первое известие о праздновании Б. на Западе мы имеем от 360 г. В этом году кесарь Юлиан, впоследствии император, богоотступник, праздновал Б. вместе с другими христианами в Галлии, в Вьене. Западные называли этот праздник — Dies epiphaniorum, Dies apparationis или apparationum — и праздновали 6-го янв., соединяя с этим днем все упомянутые представления, но главное внимание при этом обращалось на явление звезды, поклонение волхвов, т. е. на откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которого являются здесь волхвы. Так как волхвы, по преданию, были цари, то и праздник получил на Западе название — праздник царей (festum regum) или праздник трех царей (f. trium regum). Крещение Иисуса Христа и Чудо в Кане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось мало внимания, они перед поклонением волхвов отступили на задний план.
Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.
Написать через
Следуйте за нами
При любом использовании материалов этого сайта гиперссылка на www.ekmap.ru обязательна.
Вы обнаружили на сайте ошибку или опечатку? У вас есть предложения или замечания по этому проекту? Напишите об этом нам, и мы рассмотрим ваши предложения!
Тема
Перед тем, как задать вопрос, посмотрите справку по каталогу.
Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.