-2
EkMap.ruМузеиЖелезнодорожный музей-вокзал в Екатеринбурге

Железнодорожный музей-вокзал в Екатеринбурге

+2

Во многих российских городах красивые, а порой даже вычурные здания старых вокзалов превратились в настоящие достопримечательности. Среди них особое место отводится железнодорожной станции в Екатеринбурге. В эпоху, когда вокзалы повсеместно перестраивались и модернизировались, в уральской столице поступили весьма оригинальным образом. Конечно, следуя тенденциям современной жизни, здесь открыли новую станцию, а вот старый вокзал превратили в уникальный музей, который из года в год принимает тысячи туристов. Согласитесь, это действительно была великолепная идея. Ведь вряд ли в России найдется хотя бы один подобный музей, который настолько ярко и полно сможет раскрыть историю и эволюцию железнодорожного транспорта!

Экскурсия в этот потрясающий музей, где царит дух путешествий в сочетании с очарованием старинной мощной техники, наверняка понравится абсолютно всем. Знакомство с экспозицией начнется еще до входа в здание. На просторной площади перед музеем гостей приветствует забавный «Театр скульптур». Иронические скульптурные композиции, выполненные А. Кокотеевым и Ю. Крыловым в стиле городской скульптуры, удачным образом изображают сцены из жизни пассажиров и людей разных профессий, решивших связать свою жизнь с работой на железнодорожном транспорте. Фигуры проводницы, спешащей разнести пассажирам горячий кофе, мастера с путевыми рабочими, а также начальника вокзала, собравшегося ударить в колокол и тем самым подать сигнал об отправке состава, превосходно обыгрывают выставленные рядом натурные экспонаты: сигнальные устройства, шлагбаум, рельсы, семафор, тупик, тележку для перемещения шпал и т. п.

Осмотрев все скульптуры, пора отправляться непосредственно в сам музей, внутреннее пространство которого разделяется на техническую и историческую тематические зоны. Историческая часть музея интересна множеством экспонатов, охватывающих разные вехи в истории железнодорожной магистрали Урала (к примеру, разработку нижнетагильскими крепостными М. Е. и Е. А. Черепановыми первого паровоза, прокладку железнодорожного полотна, открытие Министерства путей сообщения, использование Пермской и Уральской Горнозаводской дорог, эволюцию социальной сферы, науки, образования и т. д.). Что касается технической зоны, то она призвана рассказать об устройстве железнодорожной техники.

С целью упростить восприятие технических деталей экспозиции, в вокзале-музее есть объемная схематическая карта железной дороги, которая в наглядной форме иллюстрирует поэтапную электрификацию, функционирующий макет станций — наглядный пример электровозных и паровозных тяг, множество фотоснимков, а также построенный по фотографиям старинный перрон со станционным колоколом, небольшой лавочкой и путешественницей с чемоданами.

Создавая отраслевую часть выставки, отражающей историю хронологического развития науки и техники, работникам музея удалось предотвратить появление излишней «технократии». Сегодня центральное место здесь отводится потребностям людей, которые неизменно появляются на каждом последующем этапе развития, и поиску решения нравственной дилеммы «человек — техника».

Для более наглядной и максимально полной демонстрации историко-технических процессов в музее используются всевозможные макеты, модели элементов подвижного состава, а также целый ряд экспонатов, включающих в себя средства линии связи, путевые рельсы, контактные сети, разные механизмы, детали и инструменты, а также рабочие места билетного кассира, дежурного по вокзалу и машиниста электровоза. Здесь же можно увидеть искореженные вагонные листы, которые стали свидетелями серьезнейшей катастрофы в истории Екатеринбурга.

Кроме этого интересно посетить выставку натуральных образцов техники, расположенную на открытом воздухе. Там можно сфотографироваться на фоне старинных локомотивов, паровозов и прочих элементов подвижного состава. Коллекция музея неизменно привлекает внимание наличием таких раритетных экспонатов, как тепловоз ТЭ3, паровоз Л-3262, а также электровозы ВЛ22-171, ПБ21-01 и ВЛ19-035.

Осмотр лучше всего начать с черного грузового паровоза ФД21-2970, который построили в 41-м году на Ворошиловградском машзаводе. Неподалеку гордо стоит зеленый грузовой электровоз ВЛ22М, выпущенный уже на Новочеркасском электровагонноремонтном заводе.

Отдельного внимания заслуживает электровоз ПБ21-01, которому суждено было стать первым в СССР пассажирским электровозом, работающем на постоянном токе. Далее не стоит проходить мимо советского магистрального грузопассажирского электровоза ВЛ19-35 (массовый выпуск подобных поездов пришелся на период с 1932 по 1938 гг.) и грузового магистрального паровоза Л модели 1-5-0, который разрабатывался выдающимся академиком С. Сыромятниковым и талантливейшим конструктором Л. Лебедянским ближе к концу Второй мировой войны. Именно эти паровозы, выпускавшиеся в течении 10 лет (1945-1955 гг.), считались лучшими и широко востребованными паровозами, которые без проблем могли использоваться на всех железных дорогах Советского Союза.

Также в музее представлена 3-я модель грузового двенадцатиосного тепловоза с электрической передачей. Первый опытный образец паровоза ТЭ3 выпустили на Харьковском машиностроительном заводе в 1953 г. Спустя три года началось их крупносерийное производство. До 73-го года прошлого века локомотивы ТЭ3 являлись основными паровозами на неэлектрофицированных участках железных дорог СССР.

Это далеко не все интересные экспонаты музея. Посетителям гарантированно стоит осмотреть грузовой и грузопассажирский электровозы ССМ и СК, платформу для транспортировки колесно-гусеничной техники и строительных материалов, дрезину ДМС, цистерны, а также несколько разновидностей старых крытых грузовых вагонов, в которых перевозили различные грузы, нуждающиеся в защите от атмосферных осадков.

Читайте также

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Комментарии

Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.

Наверх