Широко известный карьер «Старая линза» привлекает множество туристов в любое время года, но мало кто знает историю данного карьера. В этом посте я предлагаю познакомиться с историей знаменитого Шабровского талькового рудника.
Месторождение талькового камня было известно еще с 1880-х годов и разрабатывалось в небольшом размере кустарным способом.
В конце 1930-го года, в связи с огромным недостатком огнеупорных материалов, президиумом ВСНХ СССР было вынесено постановление о форсировании промышленных разведок на уральских месторождениях талькового камня.
Так, по специальному распоряжению были начаты обследование и разведка Шабровского месторождения талько-магнезитового камня.
В течение 1931 года продолжалась разведка месторождения для оценки запасов и планирования рудника. Когда запасы были подсчитаны, приступили к проектированию рудника.
В период строительства рудника 1931-1932 часть леса была вырублена под рудничный поселок.
Рабочая сила вербовалась из поселков Горный Щит, Большое Седельниково, Перескачка.
Добыча талько-магнезитового камня производилась объединением «Уралтальк» (ныне Шабровский тальковый комбинат) открытым способом из карьера. В 1929-1930 годах карьер был невелик и имел глубину всего 10-12 метров.
Все работы производились вручную — блоки вырубались кайлами и затем отделялись ломами и клиньями. Полученные блоки тут же в забое распиливались обычными двуручными пилами на кирпичи стандартных размеров или вывозились конной тягой на поверхность и распиливались уже на поверхности.
Из рудничных построек был небольшой домик для десятника и один небольшой барак на 15-20 рабочих.
За время с 1930 года рудник значительно вырос, карьер увеличился в 4 раза. Был построен поселок с электрическим освещением, больницей и школами.
Вскрышные работы производились вручную, взрывным способом и экскаватором. Работали паровые экскаваторы «Менк-Гамброк» с емкостью ковша 0,8м3. Откатка осуществлялась вагонетками «Коппеля» и нефтяными мотовозами, если подъем откаточных путей небольшой. При более крутых откаточных путях использовали электрические лебедки.
В начале 1936 года длина карьера составляла примерно 200 м, ширина в средней части – 40-50 м, а глубина достигала около 30 м.
Рудник снабжался водой из старого затопленного карьера, питающегося водами поверхностного происхождения и родниками. Этот карьер остался после разработки Воздвиженской золотоносной россыпи.
В период с 1931 по 1936 годы талько-магнезитовый камень добывался в блоках стандартных размеров — 0.8х0.8х0.65 м. Получение таких блоков достигалось комбинированной работой электрических врубовых машин и пневматических перфораторных молотков. Разработка велась уступами.
Отделение блоков производилось помощью клиньев. Для этого 3-4 забойщика одновременно ударяли по клиньям и блок отделялся.
Полученные блоки при помощи кабель-крана и деррик-кранов поднимались из карьера на поверхность, где грузились на вагонетки и отвозились в распилочные цеха или в места ручной распиловки.
Северо-восточный борт. Подъем кабель-краном блока талько-магнезитового камня из карьера для распиловки. Справа работает деррик-кран.
Тележка перемещалась по толстому несущему канату (тросу) с помощью тягового каната (троса) меньшего диаметра. Спуск и подъем тележки, в свою очередь, осуществлялся с помощью подъемного каната (троса).
Блоки на вагонетках вкатывались в станки с продольными пилами, где распиливались на пластины. Вскоре стальные пилы были заменены победитовыми резцами, что сократило время распиловки в 6 раз.
Далее пластины поступали на станки с дисковыми пилами, где распиливались уже на кирпичи.
В 1937 году рудник перешел на более простую и удобную систему получения кирпичей — с помощью установок А.М. Столярова, дающих возможность получать кирпичи непосредственно из забоя.
Каждая установка состояла из двух машин — первая машина с двумя дисками диаметром 1 метра с промежутком между ними 250 мм. Она шла впереди вдоль забоя и нарезала породу двумя вертикальными пропилами вкрест ее простирания.
Вторая машина имела 3 горизонтальных диска на одном валу и моторе и 4 вертикальных диска на другом валу и моторе. Она следовала за первой и давала уже готовые кирпичи.
Остатки установки Столярова до сих пор можно найти на дне карьера, только с каждым годом она разрушается от вандалов. Если раньше, в 2008 году, она стояла еще целая, то в 2009 году уже стала разломана.
Таким образом установка Столярова одновременно давала 6 кирпичей, а при ровной стенке забоя — 8 кирпичей.
Получаемые кирпичи были сырыми и ломались при транспортировке, имея большой процент отходов. Для решения этой проблемы были построены две обжигательные печи, в которых производился обжиг кирпичей.
В 1970-х годах технический прогресс позволил получать огнеупорные кирпичи из молотого талька, путем флотации (обогащения), прессования и спекания. Так, в 1974 году карьер был законсервирован в связи с изобретением новых технологий в добыче и отработки запасов.
По специальным рельсам вниз спустили насосы и трубы для откачки воды.
Для проходки траншей использовался баровый грунторез (огромная цепная пила), который сохранился до наших дней, правда сильно изуродованный уродами-вандалами.
Так же на дне карьера сохранился польский экскаватор КМ-602А. Такие машины выпускались в 1950-1980 годах в Польше на предприятии им. Варьинского (WARYNSKI).
Сейчас карьер имеет глубину около 100 метров при длине 500 метров. Спуститься в карьер можно по старой деревянной лестнице, наверное ею еще пользовались горняки, спускавшиеся в забой для добычи камня.
Сейчас Шабровский тальковый комбинат производит добычу талька на новом месторождении — в карьере «Новая линза», который находится по соседству.
Добраться на автомобиле можно: по Полевскому тракту до поселка Шабровский. У автобусной остановки поворачиваем налево. Справа видим двухэтажное здание, ворота с едва понятной надписью «Шабровский тальковый комбинат». Карьер находится на территории рудника, проезд на автомобиле возможен только до проходной, далее свободный проход пешком; либо от нефтебазы едете к станции Сысерть, заезжате в нее и поворачиваете перед переездом налево, далее пилите до Шабров, ну и там уже проходная. Кидаете машину и по шпалам, как только заканчивается забор — в лес по протоптанной дорожке.
Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.
Написать через
Следуйте за нами
При любом использовании материалов этого сайта гиперссылка на www.ekmap.ru обязательна.
Вы обнаружили на сайте ошибку или опечатку? У вас есть предложения или замечания по этому проекту? Напишите об этом нам, и мы рассмотрим ваши предложения!
Тема
Перед тем, как задать вопрос, посмотрите справку по каталогу.
Вы не авторизованы на сайте! Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, но вы можете написать комментарий, авторизовавшись с помощью одной из социальных сетей.